Если честно, то я очень переживал, что не успел сделать Aizsargkrēms до премьеры Rimini Protokoll. 100% Rīga. Мои первые подсчёты намекали на 40 человек в кадре. В середине ноября было понятно, что меньше 70 человек не получится. Ну, а сегодняшний монтаж расставил точки над и: 113 человек, не считая меня, плюшевого мишку и парня, делающего татуировку. Мне понравилось.
Во-первых, я вписался в положенные данбаровские 150 человек, связь с которыми может подерживать член общества без ущерба для качества общения (да, я помню как зовут каждого из тех, кто есть в кадре). Во-вторых, мне есть что ответить на вопрос, как я провёл свой старый год, и я могу проигнорироать коллаж в исполнении Фейсбука. И да, это был правда классный год со всеми вами.
В любом случае, 150 минут отснятого материала (включая десять минут погони за котиком в Париже. Нет, не покажу), одиннадцать городов в четырёх странах. Самолётом, поездом, автомобилем и паромом - в сумме порядка 6.5 тысяч километров. Про деньги молчу. Лишь скажу спасибо М., который сформировал четверть моего бюджета (представляете?!).
А теперь к скупым цифрам:
65/48 в пользу женщин. Самая главная цифра, которой я боялся. И хотя это ничего не значит, но.
Девять детей до 12 лет лишь говорит о том, как мы все подросли - у многих моих друзей уже дети. Через 13-15 лет я вхожу в зону потенциальных дедушек.
Одиннадцать человек в возрасте от 18 до 24 - мой сравнительно новый круг общения, который, я надеюсь, не исчезнет. Тут вам и ночные разговоры за жизнь, и спонтанные акты сумасшествия - всё, чего нельзя делать в офисе и со спящим ребёнком в соседней комнате (можно).
Шесдесят шесть человек от 25 до 34 - эпоха. Я даже не пытался всех сравнивать между собой, но они даже не представляют, на сколько они такие же, как и были раньше. Все. И как они очаровательно безоружны перед фотоаппаратом: "Ну, Диня, что делать?"
Ну, а те, кому за 75, не потерявших природное любопытство и до сих пор подтягивающихся на турнике. "А можно в телевизоре Путин будет?"
Подавляющее большинство рижан, пускай и в Англии. Один очаровательный американец, который ещё всем даст прикурить, целых два застенчивых француза, сумасшедшая россиянка и мужественный эстонец - вот и все пасхальные яйца.
В 18 случаях за кадром и в кадре звучала латышская речь,по два раза французская и английская. В остальных случаях всё происходило по-русски, но лишь в 7 случаях из 113 мне приходилось переводить текст песни, который на латышском.
Я чувствую себя объединенным, транскультурным и благословенным. И я дома.